Люсьен Айгнер: уцелевшие негативы из потерянного чемодана

Люсьен Айгнер (Lucien Aigner) стал настоящим папарацци до того, как появилось само это слово. Перебравшись в Париж из родной Венгрии, он одним из первых начал использовать компактную камеру Leica. Его фотография была непосредственной, живой. Снять чихающего Муссолини, или Эйнштейна, который у классной доски едва не потерял штаны – это требовало здоровой иронии и смелости. Сбегая из Парижа в начале Второй мировой, Айгнер вынужден был оставить в парижской квартире чемодан с 50-ю тысячами негативов и лишь спустя десятилетия уникальная коллекция была возвращена фотографу.

Когда в 1939 Люсьен Айгнер был вынужден с женой и маленьким сыном бежать из оккупированного немцами Парижа в США, перед ним возникла дилемма – взять на корабль чемодан с негативами или детскую коляску. Выбор был сделан в пользу коляски. Чемодан, в котором хранилась уникальная коллекция фотографий довоенного Парижа 30-х годов, большой архив портретов знаковых личностей той эпохи, пришлось оставить на полу в ванной.

В...

Люсьен Айгнер (Lucien Aigner) стал настоящим папарацци до того, как появилось само это слово. Перебравшись в Париж из родной Венгрии, он одним из первых начал использовать компактную камеру Leica. Его фотография была непосредственной, живой. Снять чихающего Муссолини, или Эйнштейна, который у классной доски едва не потерял штаны – это требовало здоровой иронии и смелости. Сбегая из Парижа в начале Второй мировой, Айгнер вынужден был оставить в парижской квартире чемодан с 50-ю тысячами негативов и лишь спустя десятилетия уникальная коллекция была возвращена фотографу.

Когда в 1939 Люсьен Айгнер был вынужден с женой и маленьким сыном бежать из оккупированного немцами Парижа в США, перед ним возникла дилемма – взять на корабль чемодан с негативами или детскую коляску. Выбор был сделан в пользу коляски. Чемодан, в котором хранилась уникальная коллекция фотографий довоенного Парижа 30-х годов, большой архив портретов знаковых личностей той эпохи, пришлось оставить на полу в ванной.

В Париж Айгнер перебрался в 1925 году из Венгрии, где работал журналистом редакции Az Est. Во Франции он на какое-то время стал менеджером американского фотографа Джеймса Аббе. Присмотревшись к работе Аббе, сам взялся за фотоаппарат. Выбора не было – Айгнер не знал французский в совершенстве и работать корреспондентом не смог бы. Тогда он купил свою первую Leica и начал снимать. Снимки отличались от работ его коллег легкостью, юмором и непосредственностью. Айгнер был низкого роста и мог незаметно проникнуть в любую толпу и снять тот самый эксклюзивный кадр.

Знаковая фотография Бенито Муссолини, снятая Айгнером, запечатлела итальянского диктатора, который старается не чихнуть, зажимая нос. Снимок был сделан на конференции 1935 года, когда Франция и Англия пытались отговорить Муссолини от союза с Гитлером.

«Никто не хотел этого нелестного снимка Муссолини, - вспоминает фотограф. – Но после того, как война охватила Европу, фотография была напечатана на обложке Newsweek с надписью «Дуче бросает вызов демократии».

Публичным лидерам и знаменитостям стоило остерегаться Айгнера, ведь он мог подловить их в самый неподходящий момент. На Зимних олимпийских играх 1936 года он снял ухмыляющегося Гитлера. Эйнштейн на его фотографии стоит перед классной доской в обвисших брюках.

«Эйнштейну она понравилась. Он сказал, что это была лучшая фотография когда-либо сделанная и прислал мне шутку на немецком о том, с какой лёгкостью вы можете «потерять штаны, когда заняты наукой».

Наряду с коллегами – Анри Картье-Брессоном, Робертом Капой, Эрихом Заломоном, Айгнер был пионером «маленькой камеры». Снятые им уличные сценки передают подлинную атмосферу жизни города в 1930-е годы. Его интересовало буквально всё: европейские кафе, репетиция балета Парижской оперы, празднование Дня взятия Бастилии, простые горожане и знаменитости той эпохи.

Перебравшись в Америку Айгнер вернулся к журналистике. Он успел поработать диктором, сценаристом и даже продюсером радиопрограммы «Голос Америки». Но в 1950-е оставил профессию, открыл своё небольшое портретное ателье и вновь сосредоточился на фотографии.

Пропавший чемодан, о котором уже никто не вспоминал, в Штаты перевёз брат фотографа – дизайнер Этьен Айгнер. Когда война закончилась, он наведался в опустевшую парижскую квартиру. Консьерж дома вручил ему потерянный багаж, который решил спасти и припрятать. Сложно в это поверить, но, когда Этьен вручил чемодан брату, тот даже не стал его открывать, а просто оставил среди прочего хлама в тёмной комнате. Только в 1970-е Айгнер наконец-то открыл его и был поражен прекрасно сохранившимся архивом своих работ. Буквально сразу ж он прекратил работу в ателье и занялся систематизацией негативов, составлением каталога, чему и посвятил остаток жизни до глубокой старости.

«Я сам не подозревал, насколько это ценно», - сказал он авторам документального фильма о себе.

Уникальную коллекцию работ Люсьена Айгнера приобрели библиотека Филлипса и Йельский университет. Всего архив насчитывает около 100 тысяч негативов. Его уникальность ещё и в том, что каждый снимок Айгнер снабдил подробным комментарием, он описал обстоятельства, при которых была снята фотография, а также текущие события, атмосферу того времени. Его снимки – подлинный и бесценный документ ушедшей эпохи.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Сони Хени, 1942 год. Фотограф Люсьен Айгнер
За кулисами, Париж, 1930-е годы. Фотограф Люсьен Айгнер
Венгерский газетный журналист, Венгрия, 1930-е годы. Фотограф Люсьен Айгнер
Балетная практика в Гранд Опера, Париж, 1934 год. Фотограф Люсьен Айгнер
Балет, Парижская опера, 1934 год. Фотограф Люсьен Айгнер
Монте-Карло, ок. 1936 г. Фотограф Люсьен Айгнер
В Люксембургском саду, Париж, ок. 1934 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Аэропляж в Ле-Туке, ок. 1933 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Кони-Айленд, 1947 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Бульвар Сен-Мартен в День взятия Бастилии, Париж, 1937 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Эйнштейн лицом к лицу со Вселенной (Мешковатые штаны), 1940 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Альберт Эйнштейн за работой, Принстон, 1940 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Федор Шаляпин, Париж, 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Уинстон Черчилль узнает о своем переизбрании в парламент, 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Муссолини в Стрезе, 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Гитлер и его друзья на зимних Олимпийских играх в Гармиш-Партенкирхене., 1936 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Три женщины и зонтик в Ле-Туке, ок. 1933 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Рут Сен-Дени, 1939 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Публика на выпускном в Сен-Сир, 1937 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Развлечение детей в День взятия Бастилии в Париже, 1934 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Лорин Маазель, 11 лет, дирижирует Летним симфоническим оркестром NBC, Нью-Йорк, 1941 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Кони-Айленд, 1939 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Затерянные в большом городе (Семья из 7 человек на вокзале Сен-Лазар), 1934 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Две башни, 1937 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Балет фотографов на продуваемой всеми ветрами вершине горы на Гавайях, 1954 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Вид на Будапешт, ок. 1937 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Алексис Леже в Нью-Йорке, 1939 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Французы и англичане на конференции в Стрезе, 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Хайле Селассие прибывает на вокзал Женевы., 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Фланден и Лаваль, Конференция в Стрезе, 1935 г. Фотограф Люсьен Айгнер
Нет доступных фотографий