«За кулисами» культовых фильмов. Фотограф Мэри Эллен Марк

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила...

Мэри Эллен Марк (Mary Ellen Mark) сорок лет работала фотографом на съёмочных площадках известных фильмов. Марк была фотографом у Фрэнсиса Форд Копполы на съёмках его киноленты «Апокалипсис сегодня». Она запечатлела самые интимные моменты создания «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Мэри Эллен тесно сотрудничала с Тимом Бертоном, Федерико Феллини, Франсуа Трюффо, Вуди Алленом. Портреты, снятые Марк во время работы над картинами, поражают искренностью и неожиданной трактовкой образов знаменитостей. Сотни документальных кадров стали основой для фотопроекта Мэри Эллен Марк – «За кулисами».

Работа Марк на съёмочных площадках представляла собой яркую комбинацию портрета и репортажа, что в последствии стало её фирменным стилем. Её первой картиной стал фильм «Ресторан Элис» (1968 год) Артура Пенна. Съёмка прошла хорошо. Буквально тут же ей поступило предложение поработать с Феллини на съёмках его «Сатирикона».

«Работа в кино – лучший вид коммерческой работы, - говорила фотограф. – Когда я на съёмочной площадке, то вижу, как работают удивительные люди и обязательно чему-то у них учусь».

Стремление к документальности не исключало и её личного видения будущего кадра. Порою Марк пугала своей настойчивостью. Однажды Мэри Эллен заперла на чердаке драматурга Августа Уилсона, пока тот не согласился сидеть спокойно и помочь воспроизвести образ, который родился у неё в голове. Случалось, идея была настолько непредсказуемой, что даже ассистенты Марк терялись в догадках как её осуществить. Так на съёмках «Апокалипсис сегодня», когда Марлон Брандо побрил голову, ей вдруг захотелось снять его с большим местным жуком, который сидел бы на лысине.

«Если бы я предложила ему надеть жука на голову, он точно сказал бы «нет», - вспоминала фотограф. – Но если бы он случайно посадил его на себя... Поэтому я принесла банку с жуками и небрежно поставила её рядом. О чудо, все произошло само собой».

Случались съёмки, которые помогли ей в реализации собственных фотопроектов и стали поворотным моментом в творчестве и карьере. В 1973 году Марк спросила Милоша Формана, с которым уже работала на съёмках его картины «Отрыв», может ли она также поработать над его новым фильмом – «Пролетая над гнездом кукушки». У Формана не был заложен бюджет на фотографа и Мэри Эллен согласилась работать бесплатно. Чуть позже, когда в её голове возник замысел фотопроекта, снятого в стенах психиатрической больницы, Марк также не смогла найти финансирование и реализовала его за свой счёт. Сдружившись с персоналом Орегонской психиатрической клиники, в которой проходили съёмки фильма, Мэри Эллен получила разрешение запечатлеть быт пациенток «Отделения 81». Шесть недель фотограф провела в палате с другими женщинами.

«Я хотела создать повествование о личностях, которые находятся взаперти, - говорила Марк. – Показать какие они, особенно женщины. Я не хотела показывать их экзотическими или сумасшедшими».

После сенсационного внимания к проекту Роберт Хьюз из «Тайм» сказал: «То, что получилось, было по сути плачем – одно из самых тонко оттененных исследований уязвимости, которые когда-либо были сняты на плёнку».

Работая на съёмочных площадках четыре десятилетия, Мэри Эллен отмечала, насколько сильно изменилась киноиндустрия.

«Раньше я могла пойти на съёмочную площадку и свободно бродить по ней. Люди были более доверчивыми, было меньше этого невероятного культа знаменитостей, шумихи вокруг, что только усложняет доступ и мешает работе».

В представленной подборке кадры со съёмочных площадок фильмов, также в ней – портреты драматургов, писателей, режиссёров.

Смотрите также «Близнецы» Мэри Эллен Марк: попытка постичь двойственность мира и обзор творчества Мэри Эллен Марк: чёрно-белый нерв.

Автор: Инна Москальчук

Читать ещё ...
Эрик Пер Салливан с Тоби Магуайром. Правила виноделов, Норт-Хэмптон, Массачусетс, 1998 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эдвард Ферлонг, который играет проблемного сына-подростка бывшего заключенного Джека Келсона, Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эдвард Ферлонг между дублями Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Эд Харрис в костюме Вирджила Коула, нового маршала пыльного западного города Аппалуза. Санта-Фе, Нью-Мексико, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Шон Стивенс. Сонная лощина, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Шарин Митчелл с массовкой в ​​свадебном платье, Американское сердце, Сиэтл, Вашингтон, 1991 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Сотрудники съёмочной группы устраивают сцену в борделе. Сатирикон, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Хью Джекман в образе погонщика скота на съемочной площадке с членом съемочной группы. Австралия, Кунунурра, Австралия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Хелена Бонем Картер в костюме миссис Ловетт, владелицы магазина мясных пирогов на Флит-стрит. Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Pinewood Studios, Англия, 2007 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Фрэнсис Форд Коппола укрывается от проливного дождя, который усугубил проблемы и без того затянувшихся съемок. Апокалипсис сегодня, Пагсанджан, Филиппины, 1976 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Франсуа Трюффо ставит напряженную сцену, пока Денев готовится к съемкам. Русалка из Миссисипи, Гренобль, Франция, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Франсуа Трюффо перед осветительной установкой на съемках фильма Замерзшая хижина Луи и Марион. Гренобль, Франция, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Франсуа Трюффо на съемках финальных сцен фильма во французских Альпах. Русалка из Миссисипи, Гренобль, Франция, 1969 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Форман дает указания группе статистов для уличной сцены. В фильме показан расовый котел общества Америки 1906 года. Рэгтайм, Манхэттен, Нью-Йорк, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Форман дает указания различным группам статистов для уличной сцены. В фильме показан расовый котел общества Америки 1906 года. Рэгтайм, Манхэттен, Нью-Йорк, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Форман взволнован во время съемок на ветреном пляже в Коннектикуте. Рэгтайм, Коннектикут, 1980 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Филип Виграц в роли Августа Глупа с Тимом Бертоном в Pinewood Studios во время съемок фильма Чарли и шоколадная фабрика , Бакингемшир, Великобритания, 2004 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Феллини ретуширует картину для сцены в Гранд-отеле. Амаркорд, Рим, Италия, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Феллини притворяется спящим на съемках Сатирикона, а Джузеппе Ротунно игриво обнимает его, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Феллини осматривает сложные декорации, в том числе дом, в котором живут два главных героя. Сатирикона, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Федерико Феллини на съемках фильма Амаркорд, Рим, Италия, 1970 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Федерико Феллини дает направление во время дубля. Фильм рассказывает о подвигах Энколпио и его друга Аскилто. Сатирикон, Рим, Италия, 1969 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Уоллес Шон с Луи Малле Крекерс, Сан-Франциско, Калифорния, 1982 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Том Уэйтс как философ-владелец бильярдной Бенни Бойцовая рыбка, Талса, Оклахома, 1982 год. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тим Бертон с фигуркой Джонатана Масбата, пятой жертвы Всадника без головы. Сонная лощина, Shepperton Studios, Англия, 1999 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тим Бертон с одной из 40 дрессированных белок, Бакингемшир, Великобритания, 2004 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тим Бертон с Дип Роем (мистер Соггиботтом) и другим клоуном на съемках Большой рыбы. Талласси, Алабама, 2003 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тим Бертон готовится к сцене с Полом Джаматти, который играет орангутанга, продающего людей в качестве домашних животных и рабов. Планета обезьян, Трона, Калифорния, 2001 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тим Бертон готовится к сцене с Полом Джаматти, который играет орангутанга, продающего людей в качестве домашних животных и рабов. Планета обезьян, Трона, Калифорния, 2001 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Тери Шилдс поправляет прическу своей дочери Брук Шилдс перед следующей сценой фильма Сахара, Израиль, 1983 г. За кулисами. Фотограф Мэри Эллен Марк
Нет доступных фотографий